Что нужно знать о сопернике «Динамо»
Королевский клуб, пятизвездочная молодежная академия и тренер, которого громил Джермейн Ленс
Королевский клуб
Полное название «Генка» – Koninklijke Racing Club Genk. Первое слово в названии означает «королевский». С 1968 года подобный титул может получить любой просуществовавший 50 лет и более футбольный клуб Бельгии. Хотя «Генк» – довольно молодой клуб, который разменял в этом году только четверть века. Титул ему достался по наследству – в 1988 году королевский клуб «Винтерслаг» объединился с королевским клубом «Ватерсхай».
Порядковый номер на рукаве
Династическая правопреемственность в бельгийском футболе вообще смотрится очень мило на фоне отечественных клубов, исчезающих в реке забвения, а потом появляющихся на пустом месте и начинающих искать корни еще в спортивных обществах 20-х годов (с «Кривбассом» и «Арсеналом» будет так же, вот увидите). В Бельгии каждый клуб при возникновении получает регистрационный номер, и, когда происходят слияния и поглощения, новый клуб выбирает, чей регистрационный номер, а вместе с ним и историю, и место в дивизионе, он получит. С одной стороны, это аналог единого реестра предприятий, из-за которого банкротам труднее уйти от кредиторов, с другой, «Генк» может смело писать на своем гербе «since 1923», хотя и не делает этого. Вот и в 1988 году клуб номер 322 «Винтерслаг» слился с клубом номер 533 «Ватерсхаем». Руководство «Генка» решило, что новый клуб возьмет номер «Винтерслага», а вместе с ним и место в первом дивизионе.
Звездная академия
В 2003 году произошло самое важное событие в новейшей истории «Генка». Клуб открыл новую молодежную академию, расположенную прямо возле стадиона первой команды, и пригласил работать с молодежью Ронни Ван Генегдена. Впоследствии он дважды назначался главным тренером первой команды – в 2004 и 2008 годах, но главное не это. Академия «Генка» начала давать результат практически сразу же – за первые десять лет работы в числе выращенных и выгодно проданных выпускников Стефан Дефур, Кристиан Бентеке, Тибо Куртуа и Кевин Де Брюйне. Молодые бельгийские звезды не задерживаются на родине дольше, чем на сезон-два – Бельгия в последние годы стала лидером по экспорту в другие европейские страны не только обработанных алмазов, но и футбольных бриллиантов. Для академии «Генка» все только начинается – есть планы сделать ее интернатом закрытого типа, где дети будут учиться не только футболу, но и всему остальному – по типу барселонской «Ла Масии» или аяксовского «Де Тукомста».
Шахтеры с востока
Возможно, киевлянам будет проще настроиться на «Генк», когда они узнают, что в Бельгии клуб называют «шахтерами». Генк – это индустриальный центр на востоке Бельгии, который своему возникновению обязан залежам каменного угля. Впрочем, последние шахты в Генке были закрыты еще в 1960-х годах, Бельгия, как и многие другие морские европейские страны, переходит на альтернативные источники энергии. Упадок угольной промышленности в провинции Лимбург совпал с основанием футбольного клуба «Генк», а две последние закрытые шахты располагались в городках Винтерслаг и Ватерсхай – это не просто совпадение. Кстати, те динамовские болельщики, которые путешествуют с командой, не могут пропустить выезд в Генк – недавно город был признан самым дружелюбным в Европе.
Старые знакомые
Главный тренер «Генка» Марио Беен предпочел бы навсегда забыть один день из своей жизни. 24 октября 2010 года возглавляемый им «Фейеноорд» проиграл «ПСВ» со счетом 0:10. К унижению роттердамцев оказался причастен и Джермейн Ленс, который дважды забил в той игре. Беен не подал тогда в отставку и даже доработал сезон до конца, хотя «Фейеноорд» находился около зоны вылета. Он ушел летом 2011, а его следующим клубом стал как раз «Генк».
Алмазы из Африки
В составе у «Генка» привычный для бельгийских клубов интернационал. В основном составе только трое бельгийцев, один из которых этнический конголезец. В Жюпилер-Лиге отсутствует лимит на легионеров и любые другие ограничения, чем пользуются многие английские клубы, которые используют Бельгию как перевалочный пункт для африканцев, которым надо получить европейское гражданство. «Генк» в 2010 году заключил подобное соглашение с «Ливерпулем», которое включало в себя даже обмен скаутскими базами данных, но активного взаимодействия, которое было когда-то у «МЮ» с «Антверпеном» или «Арсенала» с «Бевереном», у клубов не получилось.
Voss The Boss
Беен, как правильный голландский тренер, предпочитает схему 4-3-3. На острие атаки у него играет, пожалуй, главная из оставшихся звезд «Генка» – Йелле Фоссен, который для того, чтобы уснуть, берет с собой в постель Кубок Бельгии, выигранный «Генком» этой весной. Фоссен – типичный нападающий штрафной площади, «fox in the box» – не слишком мощный, не слишком техничный, забивающий большинство голов в одно-два касания. Ближайшая аналогия – Рууд ван Нистелрой, хотя, конечно, Фоссен менее забивной. Форвард мог повторить путь Бентеке – им активно интересовался «Ньюкасл», а в самый последний день трансферного окна он мог оказаться в Чемпионшипе в «Миддлсбро». Фоссен решил еще сезон поиграть за «Генк» – для игроков бельгийских клубов Лига Европы является хорошим шансом засветиться на глазах скаутов по-настоящему больших клубов.
Что нужно знать о сопернике «Днепра»
Экс-игрок «Карпат» и крестник Саморано, провинциалы без стадиона, выигравшие серебро в Румынии и выбившие «Брагу» из Лиги Европы
Кому хайдуки, кому пандуры
Название румынского клуба «Пандурий» – множественное число от слова «пандур». Так называли военизированных стражников (если угодно, телохранителей) венгерских и румынских магнатов в XIX веке. Во время войн парни сколачивались в организованные части и служили на стороне тех, кто лучше платил. Самым знаменитым румынским пандуром был Тудор Владимиреску – именно он изображен на гербе клуба и именно его именем назван стадион «Пандурий» в Тыргу-Жиу. Владимиреску очень успешно воевал на стороне русской армии против турок, изрядно досталось османам от него и после войны.
Впрочем, современных «Пандурий» в Румынии иногда называют и «шахтерами». Край, который они представляют все-таки горняцкий, а сам клуб живет на деньги местных угледобывающих компаний.
Выскочки из Олтении
Имея шестой бюджет в румынской Лиге 1 «Пандурий» никогда не выделялись ни особыми амбициями, ни звездным составом, ни особенными болельщиками. У клуба весьма слабенькая инфраструктура, а стадион не прошел инспекцию УЕФА, из-за чего команда матчи Лиги Европы будет играть в 300 км, на новенькой «Клуж Арене» местной «Университати».
Прошедший чемпионат «Пандурий» сенсационно завершили вторыми, отстав от «Стяуа» на 16 очков. Историческое место и выход в еврокубки команда оформила в последнем туре, сыграв вничью с «Астрой» 1:1. Правда, в Румынии уже не первый год появляются такие провинциальные команды, доходящие до еврокубков. Предыдущие выскочки «Униря» и «Оцелул» проверку на прочность не выдержали.
Румынский Слуцкий
Объясняя подобный успех «пандуров», в Румынии все сходятся на главном тезисе – команда ничего бы не добилась без своего тренера Кристиана Пустай. 48-летний Пустай, который внешне очень напоминает тренера московского ЦСКА Леонида Слуцкого, сегодня считается едва ли не самым перспективным тренером страны. При нем «Пандурий» стали больше играть в вертикальный футбол, в атаке появилась здоровая доля творчества и риска, а главное, у команды вырисовался крепкий характер. Именно характер, а кое-где еще и везение помогли команде из Тыргу-Жиу пройти в квалификации Лиги Европы «Брагу». После домашних 0:1, румыны победили на выезде 2:0 – так что расслабляться «Днепру» не стоит даже после успешного первого матча.
Эрик из «Карпат»
На поле всеми делами соперника «Днепра» заправляет бразильский плеймейкер Эрик. Нам он знаком по недолгому пребыванию в «Карпатах» в сезоне 2011/12. Безусловно классный игрок тогда сразу понравился болельщикам и специалистам – но, как часто случается во Львове, не нашел общего языка с руководством и был вынужден бежать на родину жены, румынской гандболистки Космины Данку. В Румынии он дал душераздирающее интервью о том, как в Украине его грозились побить одноклубники и заставляли тренироваться в глухом лесу. В «Пандурий» Эрик быстро доказал, что играть в футбол он умеет лучше, чем гонять по лесу. Сегодня он главный козырь на руках Пустая, который работал вместе с ним в «Газ-Метане» и забрал с собой в Тыргу-Жиу.
Любопытно, что лучшим другом Эрика в команде является другой бразилец с почти созвучным прозвищем Эрико. Этот центральный защитник относительно недавно стал стержневым игроком румынского клуба, и сейчас от дуэта Эриков во многом и зависит адекватность команды Пустая. А вот один из голов-красавцев Эрика за «Пандурий».
Пробить на хи-хи
Впрочем, и помимо Эрика у соперника «Днепра» есть кому забивать. Явно на вырост из польской «Краковии» был приглашен форвард литовской сборной Дейвидас Матулявичюс. Несмотря на свои 190 см, прибалт отлично координирован и умеет забивать на любой вкус – может и отскок подловить, и в отрыв убежать. Излишнее старание в матчах за сборную иногда мешает ему полностью сконцентрироваться на делах клубных, и это слегка раздражает Пустая. Зато для румынских журналистов Дейвидас – находка. Его забавная манера давать интервью – на ломаном английском и с постоянной улыбкой-извинением уже давно стали фирменным знаком отчетов о матчах «Пандурий».
Крестник Саморано
Под Лигу Европы румыны подписали двух потенциально сильных южноамериканцев. Аргентинец Давид Дистефано, который способен в середине поля стать оптимальным напарником для Эрика, уже третий сезон играет в Румынии. Этим летом его позвали из «Астры», но Давид пока со скрипом привыкает к построениям Пустая.
А вот арендованный у лиссабонского «Спортинга» чилийский нападающий Диего Рубио, способен сходу адаптироваться к игре румынского вице-чемпиона. 20-летний Диего – сын известного форварда сборной Чили 80-х Уго Рубио. Силовой и пробивной игрой в штрафной соперника, он напоминает своего крестного отца, легендарного Ивана Саморано. Вот так Рубио-младший играл и забивал за «Коло-Коло».
Впрочем, вряд ли Дистефано и Рубио выйдут против «Днепра» в основе, так что помощникам Хуанде Рамоса стоит присмотреться к сильным румынам в составе «Пандурий». Скажем, хавбекам Алину Булейкэ и Паулю Антону, а также защитникам Богдану Унгурушану и Марину Пляшкэ. Эти игроки и без легионеров способны сообразить на троих голевую комбинацию.
Что нужно знать о сопернике «Черноморца»
Неудержимые ультрас и еще более дикий президент, редкий прибыльный клуб и парочка локальных звезд
Клуб всея Хорватии
«Динамо» из Загреба удивительным образом совместило в себе, казалось бы, далекие друг от друга вещи. С одной стороны клуб уже давно стал символом хорватского самоопределения, как в футболе, так и в политике в целом. Не зря же, вначале 90-х клуб переименовали на «Кроацию» и некоторое время финансировали из государственного бюджета. За «Динамо» болеет каждый третий житель страны, а за границей где встречаются два-три хорвата, там тут же образуется динамовский фан-клуб. В то же время, несмотря на национальный пафос, «синие» заняли нишу одного из самых успешных в европейском футболе бизнес-проектов. За последние десятилетие клуб продал игроков на более чем 120 миллионов евро. Причем, классные футболисты растут в «Динамо» бесперебойно, неурожайных сезонов почти нет. Клубная академия каждый год подтягивает к основе двух-трех молодых игроков, а нюх на таланты у динамовской селекции по остроте сравним разве что с аналогичными службами «Порту» или «Аякса».
Плохие Синие Парни
Кто такие Bad Blue Boys знают во всей Европе – для тех, кто не путает их с поп-группой начала 90-х, это тот случай, когда слава и влияние фанатской фирмы опережают успехи футбольной команды. Войдя в историю в мае 1990-го во время знаменитого побоища с болельщиками «Црвены Звезды», загребские фанаты принимали активное участие в югославской войне, их до сих пор страшится полиция всего континента. Во времена казенной «Кроации» именно Bad Blue Boys сделали все возможное, чтобы вернуть команде историческое название, пусть даже типичное для соцстран. Сегодня же они ведут перманентную войну с руководством «Динамо», полагая, что там засели недостаточно порядочные люди, которые кладут себе в карман доходы от многочисленных продаж игроков, а не пускают их на кадровое усиление клуба и реконструкцию обветшалого стадиона «Максимир».
Аз есмь Мамич!
А вот и самая одиозная фигура среди боссов «Динамо». Исполнительный директор клуба Здравко Мамич – человек дела и слова. Причем, дела не совсем чистого (наивному 18-летнему Эдуардо он навязал кабальный контракт, по которому имел право на 20 процентов его зарплаты), а слова громкого и порой нецензурного. Пока будете смотреть один из зажигательных спичей а-ля Муссолини, обратите внимание на испуганные глаза Луки Модрича. Мамич уже давно в напряженных отношениях с частью фанатов и большинством журналистов. Его неадекватные обвинения и поступки так всех утомили в Хорватии, что в марте этого года Мамича даже арестовали за оскорбления на национальной почве министра спорта, науки и образования, этнического серба Желько Йовановича. Как пишет газета Sportske novosti: «Трудно найти в Хорватии человека, который делает для «Динамо» больше, чем Мамич, и любит «Динамо» больше, чем Мамич, но вряд ли кто-то вредит имиджу клуба больше, чем он».
Фокус на Саммира
Этим летом Мамич планировал собрать в «Динамо» нескольких известных экс-игроков команды, чтобы наконец-то пристойно выступить в группе Лиги чемпионов. Но возвращение Олича, Эдуардо и Вукоевича по разным причинам не состоялось, и строить сильную команду пришлось вокруг натурализованного бразильца Саммира. Атакующий хавбек высокого класса он уже давно стоял в очереди на продажу в топ-чемпионат с ценником в 6 миллионов евро и единственное, что удерживало его в Загребе, – это возможность сыграть в Лиге чемпионов.
Этим летом его едва не сломали железные дровосеки Виталия Кварцяного в скандальном товарищеском матче «Динамо» с «Волынью», который не был доигран до конца, – но все обошлось. При нынешних обстоятельствах от Саммира трудно ожидать выдающегося футбола, но при желании бразилец и его подельник в опорной зоне Арьян Адеми в состоянии создать сопернику знатную карусель в середине поля.
Нападающий по немецкому рецепту
Если говорить о настоящей звезде в нынешнем составе «Динамо», то это, пожалуй, 24-летний Хуниор Фернандес. Арендованный у «Байера» чилиец преимущественно играет слева оттянутого форварда. Пока он самый результативный игрок команды – 7 голов в 13 матчах. Как и все южноамериканцы Фернандес на ты с техникой, быстр, хорош в единоборствах с защитниками и, главное, он способен быстро принимать верные решения у чужих ворот. В «Байере» его покупали как замену Эрену Дердийоку, а спортивный директор «аптекарей» Руди Феллер уверен, что Фернандес в следующем сезоне способен громко заявить о себе в бундеслиге. Пока же он забивает вот такие голы за чемпиона Хорватии.
Билет до Чопа
Вообще-то в распоряжении недавно вернувшегося в «Динамо» главного тренера Бранко Иванковича весьма неплохой набор атакующих игроков. Так, справа в наступлении очень толково выглядел в этом сезоне алжирец Эль-Арби Судани – но он против «Черноморца» не сыграет из-за дисквалификации. Зато в центре нападения будет точно кто-то из ударных форвардов – или Фатос Бечирай или Дуйе Чоп. Мощный черногорский албанец Бечирай (3 гола в 3 матчах этого сезона) уже третий год в «Динамо» и за это время показал себя умелым финишером: на его счету даже мяч в ворота «Реала» в Лиге чемпионов.
А вот 23-летнего Чопа в Хорватии называют потенциальным сменщиком в сборной Марио Манджукича. Он более вариативен в атаке, чем Бечирай, и лучше приспособлен к позиционному наступлению. Фаны его появление встретили настороженно: как-никак Дуйе перешел из «Хайдука», заклятого врага «синих», но парочка голов и заявление в стиле «да я с детства за «Динамо» сделали Чопа одним из любимцев Северной трибуны «Максимира».
Источник: ua.tribuna.com